STRF.ru: Проблемы у НОЦ есть, перспективы – тоже

STRF.ru
Источник статьи: Электронное издание «Наука и технологии России»
17.12.2009

Интервью руководителей научно-образовательных центров STRF.ru, а также дискуссия о перспективах развития НОЦ в России, организованная на прошлой неделе Центром «Открытая экономика» и МГУ имени М.В. Ломоносова, обнажили некоторые проблемы, связанные с реализацией Мероприятия 1.1 ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры для инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Руководители НОЦ из разных регионов страны сформулировали свои предложения чиновникам – о том, как эти проблемы решать.

Алексей Хохлов
Алексей Хохлов: «Не страна должна жить так, как удобно Минфину, а Минфин должен подстраиваться под то, что удобно всей стране»

Исследования в ущерб образованию?

В конкурсной документации ФЦП «Кадры» заявлена поддержка научно-образовательных исследований в рамках НОЦ. Но это, как полагает проректор МГУ имени М.В. Ломоносова, директор Научно-образовательного центра по нанотехнологиям МГУ Алексей Хохлов, свидетельствует о том, что научной стороне научно-образовательных центров уделяется непропорционально много внимания в ущерб образовательной. «Если не поддерживать образовательную сторону дела, то кадры, которые приходят в научные лаборатории, станут не способными к научным исследованиям в принципе», – подчёркивает Алексей Хохлов. По его мнению, необходимо специальное организационно-финансовое стимулирование государством междисциплинарных образовательных программ, прежде всего магистерских.

Эту предложение поддерживает и руководитель НОЦ по физической химии, радиохимии, радиационной химии и электрохимии ИФХЭ РАН Евгений Юртов. Магистерские программы, как считает руководитель Учебно-научного центра «Биоматериалы» РХТУ им. Д.И. Менделеева Михаил Штильман, позволяют решить две проблемы. Во-первых, использовать лабильность учебных планов и ввести те предметы, которые на данный момент считаются необходимыми для подготовки специалистов высокого уровня. Во-вторых, «используя магистерскую подготовку при широкой базовой бакалаврской подготовке, можно активно реагировать на потребности рынка, и через два года выпускать специалистов нужного профиля».

То, что научно-образовательные центры – удобная и эффективная форма организации научных исследований и разработок, признали в разговоре с журналистами STRF.ru исполнительный директор НОЦ «Физико-технические проблемы энергетики и экстремальные состояния вещества» ОИВТ РАН Олег Петров и руководитель НОЦ «Наноструктурные конструкционные материалы» Белгородского государственного университета Рустам Кайбышев. Но эти признания не стоит, на наш взгляд, рассматривать, как подтверждение наличия поднятой Алексеем Хохловым проблемы.

Необходимо организационно-финансовое стимулирование государством междисциплинарных образовательных программ, прежде всего магистерских

Павел Тодуа
Павел Тодуа: «У молодых людей должна быть культура исследования и нацеленность на результат»

Руководитель НОЦ «Нанотехнологии», декан факультета физической и квантовой электроники МФТИ, директор Научно-исследовательского центра по изучению свойств поверхности и вакуума Павел Тодуа, похоже, не видит здесь большой проблемы. В Физтехе, по его словам, «обучение идёт во время той исследовательской работы, которую ведут студенты». Согласна с ним и заместитель директора прикладной и фундаментальной медицины Нижегородской государственной медицинской академии Елена Загайлова. В созданном при академии НОЦ «Нанотехнологии в исследовании живых систем», по её словам, «направление научной деятельности от направления педагогической деятельности практически невозможно отделить».

Всё ли в порядке с экспертизой?

Многие руководители НОЦ согласны с проректором МГУ в том, что перечень документов, предназначенный для участников Мероприятия 1.1, «включает множество необязательных бумаг». А вот проверяются в основном формальные показатели. Научной экспертизе проектов, похоже, уделяется недостаточно внимания.

Кто они – независимые эксперты, которые оценивают поступившие на конкурс заявки? Знают ли их учёные и представители вузовского сообщества? Оказывается, не всегда знают. Известно лишь, что экспертов определяет профильное ведомство. Но почему бы не использовать и наш и зарубежный опыт, когда руководителем экспертизы назначается авторитетное в той или иной области лицо, как, например, делают в РФФИ?

Министерству образования и науки и Роснауке, по информации начальника отдела по интеграции науки и образования РАН Сергея Сидоренко, академическое сообщество предложило создать совет из числа известных учёных, каждый из которых отвечал бы за направление, в котором он признан ведущим экспертом. Совет мог бы давать рекомендации чиновникам и по формированию тематик государственных заказов.

Подобное предложение – о создании экспертной комиссии из числа учёных для упрощения процедуры подачи заявок, оформления отчётов и выработки критериев отбора проектов – высказывал Алексей Хохлов. С точки зрения проректора МГУ, целесообразно также публиковать аннотационные отчёты по всем законченным проектам в открытом доступе.

Как успеть потратить деньги

Для многих участников Мероприятия 1.1 проблематичным является расходование подотчётных бюджетных денег, которые поступают к ним по госконтракту в конце года. Тут уж пора отчитываться, а научно-образовательные центры порой не успевают сделать необходимые закупки.

Поэтому федеральным чиновникам стоило бы подумать о введении более удобного для исполнителей госконтракта графика финансирования. По меткому выражению Алексея Хохлова, «не страна должна жить так, как удобно Минфину, а Минфин должен подстраиваться под то, что удобно всей стране».

Перечень документов, предназначенный для участников Мероприятия 1.1, включает множество необязательных бумаг

И всё-таки что такое НОЦ?

Несмотря на то, что немало научно-образовательных центров существуют уже не первый год, вопрос о том, что они собой представляют, до сих пор не закрыт. В ФЦП «Кадры» научно-образовательный центр определён как «структурное подразделение» научных и образовательных учреждений.

Конечно, различий у НОЦ немало. Даже те из них, что созданы при вузах, имеют разный статус и разные полномочия. Одни из них выросли из кафедр, другие – из лабораторий. Одни зарегистрированы как юридические лица, другие – нет. В последнем случае вся финансовая отчётность ложится бременем на бухгалтерию вуза, которая не всегда адекватно воспринимает особенности и значимость таких структурных подразделений.

Возникла идея разработать общероссийское положение о научно-образовательных центрах с учётом пожеланий учёных и преподавателей, в котором были бы отражены как общие принципы организации НОЦ, так и специфика научных и образовательных учреждений. Но вот что любопытно, такая идея исходила не «сверху», а из недр РАН. Чиновники Роснауки, напротив, сочли нецелесообразным ограничивать научные и образовательные учреждения в выборе форм и направлений НОЦ.

Главное в характеристике научно-образовательного центра, как полагает Павел Тодуа, – его востребованность, причём не узким кругом лиц – ректоратом или чиновниками, а производством, работающим с НОЦ на договорных условиях, и обществом, прежде всего молодёжью.

Федеральным чиновникам стоило бы подумать о введении более удобного для исполнителей госконтракта графика финансирования

Галина Сорина
Галина Сорина: «Очень важно, чтобы те, кто работает в наноцентрах, осознавали меру своей ответственности»

Несколько иной взгляд на то, что такое научно-образовательный центр, у руководителя НОЦ «Философско-методологическое проектирование и принятие решений» философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Галины Сориной. НОЦ, по её словам, – «это некий комплекс, который объединяет людей разных поколений в рамках науки, образования и практики». Особенность данной структуры заключается в том, что только те молодые люди, которые приходят в науку, имеют возможность напрямую общаться с теми, кто в науке хорошо разбирается и достиг значительных результатов. В НОЦ, если использовать термин Канта, формируется «класс мыслителей», или «класс работников умственного труда» (термин Питера Друкера). С точки зрения Галины Сориной, очень важно, чтобы те, кто работает, например, в наноцентрах, осознавали меру своей ответственности. Ведь порой, чтобы пользоваться своим умом, надо иметь мужество.

Несколько слов о координации

Одной из проблем признан недостаточный уровень взаимодействия научно-образовательных центров. Решить эту проблему предлагается путем создания координирующего органа, который может стать площадкой для передачи опыта, обмена информацией, обучения кадров. Нужен он и для того, чтобы совместно использовать дорогое оборудование, например, мощные микроскопы. Если бы в такой центр стекалась информация о потребностях потенциальных заказчиков, то можно наладить обмен заказами между НОЦ, считает директор Учебно-инновационного центра по нанотехнологиям и наноматериалам Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина Юрий Головин. Неважно, будет ли создан координирующий орган Роснаукой с Рособразованием, или центр координации появится благодаря совместным инициативам руководителей НОЦ – в любом случае такая площадка будет востребована. По словам Михаила Штильмана, молодые учёные, работающие в НОЦ, могли бы здесь «обмениваться мнениями, выступать с какими-то предложениями». А проведение ежегодных научных конференций «способствовало бы их научному продвижению».

Роснауке рекомендуется создать экспертную комиссию из числа учёных – для упрощения процедуры подачи заявок, оформления отчётов и выработки критериев отбора проектов

Юрий Колобов
Юрий Колобов предлагает предоставить научно-образовательным центрам, ведущим крупные проекты по госзаказу, большую самостоятельность

Устремлённость в будущее

Устойчиво и динамично НОЦ будут развиваться при условии, что в них одновременно будут развиваться фундаментальная наука, прикладные разработки и подготовка кадров – для себя и для будущих потребителей их продукции. Такова позиция Юрия Головина. В его центре, а также в НОЦ по физической химии, радиохимии, радиационной химии и электрохимии ИФХЭ РАН, в Учебно-научном центре «Биоматериалы» РХТУ им. Д.И. Менделеева и в других работа ведётся по всем этим направлениям. Причём многими руководителями НОЦ подчёркивалась междисциплинарная составляющая подготовки молодых кадров в ходе обучения и участия в исследованиях.

Предоставить научно-образовательным центрам, ведущим крупные проекты по госзаказу, большую самостоятельность предложил директор НОЦ «Наноструктурные материалы и нанотехнологии» Белгородского государственного университета Юрий Колобов, приведя в качестве примера МФТИ. «Тогда можно действительно сформировать инфраструктуру, какой она была раньше у крупных научно-исследовательских институтов», – полагает директор НОЦ.

И ещё одно предложение – приравнять вузовские НОЦ к кафедрам, дабы работающие в них преподаватели-исследователи могли бы беспрепятственно продвигаться по служебной лестнице, получать, например, учёное звание доцента.

Не менее важный аспект перспективы – развитие науки и переподготовка кадров для промышленности в регионах. И здесь, благодаря ФЦП «Кадры» и другим мерам государственной поддержки, в частности, основанным на принципах конкурсного финансирования, наметились позитивные сдвиги. За последние годы в российских регионах, по мнению Юрия Головина, появилось два-три десятка «приличных» научно-образовательных центров, которые расширяют сотрудничество с предприятиями. Кадры для них готовят Наноцентр Тамбовского университета, Нижегородский НОЦ «Нанотехнологии в исследовании живых систем», созданный при Медицинской академии, и другие.

Отметим и такое перспективное направление деятельности давно существующих научно-образовательных центров, как содействие в создании новых НОЦ. Например, НОЦ по физической химии, радиохимии, радиационной химии и электрохимии ИФХЭ РАН два года назад помог организовать Наноцентр в Текстильном институте.

Возникла идея разработать общероссийское положение о научно-образовательных центрах с учётом пожеланий учёных и преподавателей

Научно-образовательные центры могли бы содействовать и профессиональной ориентации старшеклассников. Такой опыт есть, в частности, у нижегородского НОЦ, организовавшего на территории Института прикладной физики специальный класс для лицея с физическим уклоном. Школьники дважды в неделю посещают академию, знакомятся с работой кафедр и особенностями факультетов. Так что выбирать профессию им будет гораздо легче.

Не станем долго рассуждать о таком направлении развития НОЦ, как международное сотрудничество. Его значимость признаётся практически всеми учёными и преподавателями вузов. Формы сотрудничества могут быть самыми разными – это и зарубежные командировки молодых российских специалистов, и совместные исследования, и приглашения известных учёных из-за рубежа, в том числе работающих в других странах соотечественников, для чтения лекций и т.д.

С чем солидаризируются практически все руководители научно-образовательных центров, с которыми общались сотрудники STRF.ru, так это с необходимостью привлекать молодых людей в науку и в наукоёмкие производства, воспитывать в них, по словам Павла Тодуа, «культуру исследования и нацеленность на результат». И это, судя по высказываниям руководителей НОЦ, им удаётся.

Анна Σ Горбатова