Общие курсы, Специализация «Нанобиоматериалы и нанобиотехнологии»

Математические модели клеточных процессов

V курс, IX семестр, специализация «Наноструктуры биологической мембраны» (подгруппа НБ2).

Ризниченко Галина Юрьевна (д.б.н. проф.)

В результате изучения курса студент должен уметь самостоятельно формулировать логическую и математическую модель сложного биологического явления. Самостоятельно проводить численные эксперименты и верификацию модели.

Основы генной инженерии

IV курс, VII семестр, специализация «Наноструктуры биологической мембраны» (подгруппа НБ2).

Шатский Иван Николаевич (д.х.н., главный научный сотрудник МГУ, профессор).

Студент должен иметь представление о современных проблемах генной инженерии, ее методах, достижениях и принциапиальных трудностях. Должен иметь знания о плазмидах и их применении в генной инженерии, использовании фагов, способах отборов колоний, принципах секвенирования ДНК, методе ПЦР, методе космид, челночных векторах, сай-направленном мутагенезе, эмбриональных стволовых клетках, идентификации белок-белковых партнёров.

Физика нуклеиновых кислот

IV курс, VII семестр, специализация «Наноструктуры биологической мембраны» (подгруппа НБ2).

Лившиц Михаил Аронович (дфмн, зав. лаб Физики битополимеров Института молекулярной биологии РАН).

24 часа.

Компетенция: иметь чёткое представление о физико-химических свойствах молекулы ДНК, ее геометрии, ее полимерных свойствах, условиях стабилизации.

Физика белка

IV курс, VII семестр, специализация «Наноструктуры биологической мембраны» (подгруппа НБ2).

Финкельштейн Алексей Витальевич (дфмн, профессор, совместитель по факультету биоинжененрии, биоинформатики).

42 часа.

Данный курс посвящен физике белка, т.е. самым общим проблемам структуры, самоорганизации и функционирования белковых молекул. Изложены те физические идеи и, в частности, те элементы статистической физики и квантовой механики, которые необходимы для понимания студентами строения и функционирования белков.
Курс знакомит студентов, преимущественно, с теорией связанных с белками физических проблем; при этом в нем и дан лишь необходимый минимум экспериментальных данных и методов. Говоря о конкретных белках, даются лишь важнейшие примеры.

Наноструктуры биологической мембраны

IV курс, VII семестр, специализация «Наноструктуры биологической мембраны» (подгруппа НБ2).

Ю.А. Чизмаджев (д.х.н., профессор, Ин-т электрохимии РАН), П.М. Красильников (к.ф.-м.н., доцент, каф. Биофизики Биологического ф-та).

Курс состоит из двух разделов: 1) Биофизика мембранных процессов; 2) Механизмы переноса зарядов в биоструктурах.

Элективный курс лекций «Нанодиагностика и нанофармация»

Новый курс лекций по использованию нанотехнологий в медицине предназначен для студентов различных факультетов (прежде всего, ФФМ, а также химического, физического, биоинформатики и биоинженерии), желающих повысить уровень своего нанотехнологического образования. Курс лекций содержит лекционные блоки, посвященные биофизическим основам нанобиотехнологий, современным подходам к созданию лекарственных средств, конкретным путям применения нанотехнологий в клинической практике — в диагностике, терапии, при хирургических вмешательствах, — а также вопросам биобезопасности нанопродукции для человека. Полученные знания позволят объективно оценить целесообразность применения и перспективы дальнейших разработок новых наноматериалов и нанотехнологий для здравоохранения. Курс будет завершаться зачетом, предназначенным для контроля и закрепления полученных знаний. Студентам, прослушавшим курс лекций и успешно сдавшим зачет, будет выдано соответствующее свидетельство.

Лекции будут проходить во втором семестре (весна 2012 г.) по средам в аудитории № 502 факультета фундаментальной медицины с 17:00.

Экспериментальные методы создания и исследования нанобиоматериалов

IV курс, VIII семестр, специализация «Нанобиоматериалы и нанобиотехнологии» (подгруппа НБ1).

Практикумы проводят — с.н.с., к.б.н. Киреев Игорь Игоревич (НИИ Физ.-хим. биологии имени А.Н. Белозерского МГУ); ассист. Евтушенко Евгений Геннадиевич (химический факультет МГУ); доц., к.х.н. Литманович Екатерина Аркадьевна (химический факультет МГУ); н.с., к.х.н. Мажуга Александр Георгиевич (химический факультет МГУ).

32 лабораторных часа.

Данный лабораторный курс предназначен для закрепления теоретических знаний в области нанодиагностики и визуализации нанобиоструктур. На конкретных примерах нанобиоматериалов студенты получают практические навыки подготовки образца к измерению, знакомятся с устройством приборов, производят выбор наиболее подходящего режима измерений, а также решают задачи интерпретации результатов и их представления в виде, требуемом для публикаций.

Введение в компьютерное моделирование био- и наноструктур

IV курс, VIII семестр, специализация «Нанобиоматериалы и нанобиотехнологии» (подгруппа НБ1).

Лекторы — с.н.с., к.ф-м.н. Упоров Игорь Владимирович (химический факультет МГУ); ст. преподаватель, к.х.н. Головин Андрей Викторович (факультет биоинженерии и биоинформатики МГУ).

26 часов.

Курс сочетает в себе как лекционные занятия для изучения теоретических основ методов компьютерного моделирования, так и практические занятия, в ходе которых происходит закрепление полученных знаний на модельных примерах.

Компьютерное моделирование нанобиоструктур является важным инструментом исследования их свойств и способствует более глубокому осмыслению структурно-функциональных особенностей этих объектов. Нанобиообъекты построены из составляющих блоков – пептидов и белков, нуклеиновых кислот, искусственных и биологических мембран. Задачей компьютерного моделирование является построение моделей пространственной структуры каждого из составляющих блоков, и затем сборка этих объектов в цельный объект с использованием инструментов компьютерной графики. Методы компьютерного моделирования пространственных структур пептидов, белков и нуклеиновых кислот хорошо разработаны и широко применяются в научных исследованиях. Знакомству с этими методами посвящён предлагаемый курс.

Функциональные наноматериалы: получения и свойства

IV курс, VIII семестр, специализация «Нанобиоматериалы и нанобиотехнологии» (подгруппа НБ1).

Лекторы — проф., чл.-кор. РАН, д.х.н. Гудилин Евгений Алексеевич (химический факультет МГУ); в.н.с., д.х.н. Вацадзе Сергей Зурабович (химический факультет МГУ); н.с., к.х.н. Мажуга Александр Георгиевич (химический факультет МГУ); н.с., к.х.н. Белоглазкина Елена Кимовна (химический факультет МГУ).

22 лекционных часа.

Основной задачей данного вводного курса ставится ознакомление студентов с принципами структурной иерархии наноматериалов, современными методами синтеза и свойствами небиологических наноматериалов, наноструктур и нанообъектов (неорганических и органических). В курсе рассматриваются такие часто используемые в нанобиотехнологии объекты как квантовые точки, металлические наночастицы, магнитные наночастицы, углеродные нанотрубки, супрамолекулярные самособирающиеся органические структуры, ленгмюровские слои, самоорганизующиеся монослои тиолов и прочие.

Нанодиагностика и визуализация нанобиоструктур

IV курс, VIII семестр, специализация «Нанобиоматериалы и нанобиотехнологии» (подгруппа НБ1).

Лекторы — с.н.с., к.б.н. Киреев Игорь Игоревич (НИИ Физ.-хим. биологии имени А.Н. Белозерского МГУ); ассист. Евтушенко Евгений Геннадиевич (химический факультет МГУ); проф., д.х.н. Савицкий Александр Павлович (Институт биохимии им. А.Н. Баха РАН); доц., к.х.н. Литманович Екатерина Аркадьевна (химический факультет МГУ); с.н.с., д.х.н. Карякин Аркадий Аркадьевич (химический факультет МГУ); н.с., к.х.н. Мажуга Александр Георгиевич (химический факультет МГУ); н.с., к.х.н. Белоглазкина Елена Кимовна (химический факультет МГУ).

44 лекционных часа.

Подготовка современных кадров в области нанобиотехнологий невозможна без изучения физико-химических методов исследования нано- и нанобиоматериалов. Основной задачей данного составного курса является привитие навыков корректного и обоснованного выбора метода исследования для получаемых или используемых нанобиоматериалов и нанобиоструктур. Основной упор делается на понимание физических основ метода на уровне, достаточном для корректной интерпретации результатов исследования, а также на практических аспектах (подготовка образца, трудоемкость метода, продолжительность измерений, возможные артефакты и искажения, обработка и интерпретация результатов). Особое снимание уделяется привитию навыков комплексного исследования образца, использованию сопутствующих и дополняющих друг друга методов.

Syndicate content